Прокурор разъясняет

Об уголовной ответственности за хищения персональных данных, денежных средств в сфере и с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ) и меры предосторожности.

Стремительный рост числа преступлений в сети Интернет свидетельствует о том, что преступники теперь используют цифровую/виртуальную среду также активно, как и реальный мир, что создает для них новую специализацию в преступной сфере: в 2023 году в Российской Федерации было зарегистрировано более 2 миллионов преступлений, из которых более 500 000 (>25%) были преступлениями с использованием ИТТ.

В секторе ИТТ происходят различные преступления, в основном это интернет и мобильное мошенничество с целью хищения денег с банковских счетов граждан ст. 159 УК РФ. Среди других преступлений - кража с помощью платежных карт (пластиковых карт) - п. «г» 3 ст. 158 УК РФ; производство, использование и распространение вредоносных программ - ст. 273 УК РФ; распространение незаконной информации через интернет - ч. 2 ст. 128.1 УК РФ.

Важным элементом защищенности Ваших персональных данных и денежных средств являются знания.

Для этого рассмотрим некоторые из наиболее распространенных техник, используемых злоумышленниками в сфере ИТТ. К ним относятся:

1.Фишинг - вид интернет-мошенничества, который используют для получения доступа к личной информации пользователя: логинам, паролям, номерам телефонов, данным банковских карт и так далее посредством массовых рассылок электронных писем на электронную почту, текстовых сообщений.

2.Вишинг (голосовой фишинг) - это специальное манипулирование телефонными сетями с целью получения личной и финансовой информации жертв. После создания копии системы банка жертву просят (предпочтительно через поддельное электронное письмо) позвонить по номеру банка для подтверждения деталей.

Система банка копирует и отклоняет данные, введенные жертвой.

3.SMS-мошенничество - мошенники рассылают SMS-сообщения о транзакциях жертвы (блокировка банковских счетов и кредитных карт) и просят потерпевшего сообщить данные счета и пароли в полученном SMS-сообщении, что приводит к хищению средств;

4.Мошенничество с предоплатой - покупка и продажа товаров на разнообразных сайтах (Юла, Avito.ru и др.),

5.Поиск работы (JOB.ru, HH.ru или интернет ресурсы RABOTA.ru, HeadHunter.ru и др.);

6.Взлом аккаунтов в социальных сетях и отправка сообщений друзьям и знакомым с требованием денег - мошенники пользуются беспечностью людей и используют специальное программное обеспечение для входа в аккаунты в социальных сетях и отправки сообщений всем знакомым от имени взломанного пользователя с описанием сложной жизненной ситуации и просят финансовой помощи или одолжить денег;

7.Мошенники, выдающие себя за сотрудников полиции или следователей, сообщают родственникам жертв, что те подозреваются в совершении несчастного случая или преступления, и предлагают им иммунитет от судебного преследования, если они переведут определенную сумму денег на указанный счет;

8.Участие в онлайн-опросах, сообщение о выигрышах в лотерею и компенсация за ранее оказанные услуги - мошенники предлагают крупные суммы денег пользователям Интернета, которые участвовали в онлайн-опросах или сообщили о выигрыше в лотерею. Иногда требуется «депозит» для получения соответствующих документов или уплаты пошлины.

Как нужно действовать, чтобы не дать злоумышленнику похитить Ваши персональные данные, денежные средства?

В случае если к вам обратились по сотовой связи или же в онлайн, и под разными поводами пробуют признать данные о вашей банковской карте, пароли или же иную индивидуальную информацию, будьте аккуратны: это видимые симптомы действий злоумышленников.

Если у Вас появились подозрения, советуем закончить общение и как можно быстрее связаться с банком по телефонному номеру, обозначенному на оборотной стороне вашей банковской карты. Не следуйте рекомендациям третьих лиц.

Сохраняете вашу карту в недоступном от посторонних людей месте.

В случае если совершено хищение с Вашей банковской карты, немедленно пишите заявление в ближайший отдел полиции.

Уважаемые граждане, ни в коем случае не наносите информацию на банковскую карту о код-пароле (пин-код) для доступа к банковской карте посредством терминала, не храните такую информацию в непосредственной близости с банковской картой в виде записей на листе и тому подобное. Такие действия создают беспрепятственную возможность для злоумышленников по обналичиванию денежных средств с банковского счета.

При заявлении в полицию необходимо приложить копию выписки счета, полученную предварительно в банке, где станет заметно перемещение денежных средств по счету. Кроме того, возможно обеспечить детализацию телефонных звонков и смс, это в случае, если хищение денежных средств произошло методом телефонной связи.

Помощник прокурора района

 

П.Д. Воробьев

____________________________________

Хищения в сфере информационно-телекоммуникационных систем

Согласно данным Роскомнадзора в 2023 году число интернет-пользователей в России составило 129,8 млн. человек, что составляет 90% населения современной России. Безусловно, внедрение информационных и телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ) в повседневную жизнь и профессиональные сферы необходимо для оптимизации жизненных и рабочих процессов.

В 2023 на территории Городищенского района зарегистрировано 218 преступлений, совершенных с использованием ИТТ, что на на 47,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (148). Раскрываемость таких преступлений снизилась на 6% и составила 26,6% против 32.6%.

Доля преступлений, совершенных с использованием ИТТ, от общего количества зарегистрированных на территории района (787) составила 27,7% или каждое 3-е преступление.

В структуре преступности, совершаемой с использованием ИТТ, преобладают все виды дистанционного мошенничества (93 или 42,6%) и кражи (15 или 7%).

С неуклонным ростом числа активных пользователей закономерным является рост количества разнообразных преступных схем в сфере ИТТ, в том числе с использованием сети «Интернет», банковских карт, мобильных телефонов.

В связи с цифровизацией общества, затрагивающей и социально уязвимые категории граждан, в том числе пожилых людей, инвалидов, несовершеннолетних, испытывающих сложности при освоении и использовании современной техники и информационных технологий, обладающих повышенной доверчивостью и внушаемостью.

Так, в 2023 году 29 преступных деяний (13,3% от общего количества IT-преступлений) совершены в отношении социально-незащищенных категорий граждан, из них 2 преступления в отношении несовершеннолетних, 25 – пенсионеров по старости, 2 – инвалидов.

Одним из самых распространенных видов мошенничества в сфере ИТТ является использование психологических уязвимостей человека, в том числе создание иллюзии правомерности происходящего. Так, злоумышленники придают своим действиям правомерный вид, действуя от лица знакомых, служб безопасности организаций, правоохранительных органов.

К примеру, 17.11.2023, неустановленное лицо, используя абонентские номера, под предлогом защиты от несанкционированного оформления кредита, убедило К. установить приложение банка и осуществить внесение наличных на «безопасные счета», после чего К. в этот же день, осуществил 4 транзакции на общую сумму 600 000 рублей. После перечисления денежных средств, неустановленное лицо распорядилось похищенным по своему усмотрению. По рассмотренному факту следственным отделом ОМВД России по Городищенскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Популярным способом хищения денежных средств в сфере ИТТ является завладение конфиденциальной информацией, предоставляющей доступ к персональным данным владельца, в ситуации передачи самим владельцем таких данных, находясь под влиянием злоумышленника.

Так, зачастую преступники используют арендованные (как правило виртуальные) мобильные номера, которые не оформляются на конкретное физическое лицо, в связи с чем достаточно сложно установить не только конкретное устройство, а и определенный регион из которого осуществлялся вызов.

Посредством арендованных номеров, преступники могут осуществлять телефонные звонки на абонентские номера граждан, представляясь сотрудниками ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг», коммерческих банков, после чего предлагают продиктовать смс-код (являющийся простой электронной подписью, подтверждением списания денежных средств/проведение финансовой операции), направленный на абонентский номер с целью хищения денежных средств.

Также распространены случаи, когда преступники представляются родственниками либо знакомыми потерпевших, просят о перечислении денежных средств, в связи со сложившейся неблагоприятной ситуацией. Например, для решения вопроса с уголовным преследованием вследствие нарушения ПДД родственником или знакомым.

Так, например, в период времени с 01.09.2023 по 14.09.2023, неустановленное лицо, используя абонентский номер, осуществил телефонный вызов посредством мессенджера «WhatsApp», после чего ввело М., являющуюся пенсионером по возрасту, в заблуждение и убедило последнюю перечислить денежные средства в размере 540 000 рублей, путем выполнения транзакций на реквизиты банковского счета. После получения денежных средств неустановленное лицо распорядилось ими по своему усмотрению. По указанному факту следственным отделом ОМВД России по Городищенскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Кроме того, хищения в сфере ИТТ совершаются посредством размещения на сайтах в сети «Интернет» заведомо ложных сведений об оказываемых услугах и купле-продажи товаров. Злоумышленники требуют внести предоплату, залог, задаток, после чего получив денежные средства удаляют объявление или иным образом не исполняют обязательств, указанных в объявлении.

Как способ совершения преступления используется также «фишинг». То есть, злоумышленник направляет потерпевшему электронное письмо, СМС, имитирующее официальное обращение со стороны банка и требующее проверки информации, либо совершения тех или иных действий. Сообщение же содержит ссылку на поддельный интернет-сайт, имитирующий настоящий (отличить который порой очень непросто), и содержащий форму, требующую ввести необходимую для злоумышленника информацию – данные банковской карты, ПИН-код, паспортные данные.

Как не стать потерпевшим от действий злоумышленников в сфере ИТТ?

Безопасность в анализируемой сфере в первую очередь зависит от осведомленности граждан о базовых мерах предосторожности в сфере ИТТ.

Не переходите по подозрительным ссылкам, предлагающим какие-либо выгоды или вознаграждения.

Контролируйте операции по вашей банковской карте, так как в случае неправомерного доступа и попытки хищения денежных средств, необходимо обратиться в службу поддержки Вашего банка для заморозки и операций по карте.

Используйте усложненные пароли, которые будут содержать буквенный и цифровой набор (не используйте даты рождений, повторяющиеся числа).

Помните, что в случае поступления предложений предоставить данные банковской карты, установить какое-либо приложение либо указать иную информацию, к ним стоит относиться критически, информацию перепроверять путем самостоятельных звонков на горячую линию, службы поддержки.

При поступлении звонков либо получения сообщений от «родственников» прежде, чем переводить денежные средства необходимо самостоятельно созвониться с ними, выяснить их местонахождение и иные обстоятельства. При утрате банковской карты необходимо незамедлительно обращаться по горячей линии банка и требовать заблокировать утраченную карту.

О предполагаемых фактах хищений незамедлительно сообщать в органы внутренних дел. 

 


Закреплен беззаявительный порядок установления ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, принимающим участие в СВО.

Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2520 «Об особенностях осуществления в 2023 году мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям лиц».

Предусмотрено, что указанная выплата устанавливается на основании сведений об оформлении соответствующего удостоверения единого образца, полученных СФР от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, осуществляющих выдачу этих удостоверений.


Скорректирован порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2023 № 2010 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 № 2330» вносимыми изменениями уточнены, в частности, основания для отказа в назначении ежемесячного пособия; в новой редакции изложено определение "единственный родитель ребенка", порядок расчета среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов, необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.


Ежемесячную выплату по уходу за ребенком-инвалидом смогут получать родители (опекуны), работающие на условиях частичной занятости.

Согласно Указу Президента РФ от 01.12.2023 № 912 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 год № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьмиинвалидами и инвалидами с детства I группы» ежемесячные выплаты в размере 10 тыс. рублей по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы полагаются трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), неработающим либо осуществляющим трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому.

Указ вступает в силу с 1 января 2024 г.


Установлен перечень видов дорогостоящего лечения, на оплату которого можно будет потратить средства, инвестированные в рамках программы формирования долгосрочных сбережений граждан.

Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2023 № 3392-р «Об утверждении Перечня видов дорогостоящего лечения для целей применения подпункта 1 пункта 6 статьи 36.41 Федерального закона от 07.05.1998 № 75- ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» утвержден перечень для целей применения подпункта 1 пункта 6 статьи 36.41 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».

Гражданин сможет обратиться в НПФ за выплатой выкупной суммы без расторжения договора долгосрочных сбережений в размере, указанном в заявлении о выплате выкупной суммы, но не превышающем размера остатка средств на счете долгосрочных сбережений, для оплаты видов лечения из утвержденного перечня.

Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года.


Госдумой принят закон о запрете для учащихся пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий, а также введении в образовательные программы обязательных уроков труда.

Проект Федерального закона № 470837-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит указания использовать средства связи во время проведения учебных занятий будет возможно только в случае возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях.

Также закреплено положение о недопустимости применения физического и (или) психического насилия по отношению не только к обучающимся, но и к педагогическим и иным работникам образовательной организации

Предусматривается, что за неисполнение или нарушение в том числе требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление.

Устанавливается, что в целях защиты своих прав педагогические работники самостоятельно или через своих представителей вправе: направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся, нарушающим или ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий; обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.

Руководитель образовательной организации обязан принимать относящиеся к компетенции образовательной организации меры для защиты прав участников образовательных отношений, недопущения применения в отношении них физического и психического насилия.


Установлены правила приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий, средств реабилитации и иных товаров Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».

Постановлением Правительства РФ от 20.09.2023 № 1535 «Об утверждении Правил приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включая высокофункциональные протезы и протезно-ортопедические изделия, закупаемых Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества" для лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", либо группы таких лиц, а также товаров, работ, услуг, закупаемых данным Фондом в целях адаптации жилых помещений под индивидуальные потребности указанных лиц и Положения о работе комиссий по обследованию жилых помещений лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", в целях адаптации жилых помещений для проживания в них инвалидов» закреплено, что финансовое обеспечение приобретения Фондом лекарств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, средств адаптации жилых помещений для участников боевых действий осуществляется за счет грантов в форме субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, а также добровольных имущественных взносов и пожертвований и иных источников.

Также документом утверждено Положение о работе комиссий по обследованию жилых помещений участников СВО в целях их адаптации для проживания инвалидов.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Отдельным категориям лиц выдача удостоверения ветерана боевых действий будет осуществляться в беззаявительном порядке.

Согласно с Постановлением Правительства РФ от 20.09.2023 № 1536 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763» удостоверение может быть выдано федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) при отсутствии заявления и при наличии подтверждающих документов: военнослужащим, принимавшим участие в выполнении задач в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 года; лицам, направлявшимся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, отработавшим установленный срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам.


На военные комиссариаты возложены полномочия, в том числе, по выдаче удостоверений членам семьи лиц, заключивших контракт с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, погибших (умерших) в ходе СВО на территориях Украины, а также новых субъектов РФ.

На основании Постановления Правительства РФ от 28.09.2023 № 1584 «О внесении изменения в пункт 2 инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» выдача удостоверений производится на основании личного заявления члена семьи или законного представителя члена семьи погибшего (умершего), поданного в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа.


Уточнены некоторые особенности функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

Постановлением Правительства РФ от 20.09.2023 № 1530 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655» в частности, внесены изменения в пункт 6(1) Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих: предусмотрено, что накопления для жилищного обеспечения будут учитываться на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в течение периода, когда участник проходил военную службу по контракту и был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы независимо от причин перерывов в военной службе.

Установлено, что действие указанного пункта распространяется на военнослужащих, которые на 9 мая 2023 г. включены в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от даты возникновения оснований для включения их в указанный реестр.


Установлены случаи сохранения за военнослужащими - контрактниками, направленными за пределы территории РФ, и членами их семей права состоять в списках, нуждающихся в жилье, а также права на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилья в местах проживания членов их семей.

Приказом Министра обороны РФ от 24.08.2023 № 541 «Об установлении случаев сохранения за военнослужащими - гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, и членами их семей права состоять в списках нуждающихся в специализированных жилых помещениях, права на обеспечение и права пользования занимаемыми служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях, арендованными жилыми помещениями по прежнему месту военной службы, а также права на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей» установлены случаи сохранения за военнослужащими - контрактниками, направленными за пределы территории РФ, и членами их семей права состоять в списках, нуждающихся в жилье, среди которых:

отсутствие по месту прохождения военной службы в воинских частях (организациях, учреждениях, органах), дислоцированных за пределами территории РФ, жилых помещений, в том числе арендованных, а также невозможность найма (поднайма) жилых помещений;

возникновение на территории иностранного государства, куда военнослужащие направлены для прохождения военной службы по контракту, кризисных и (или) чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу жизни и безопасности членов семьи таких военнослужащих;

направление военнослужащих за пределы территории РФ без семьи в соответствии с приказом Министра обороны РФ.


Выплата компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации или оказанную услугу осуществляется в соответствии с новым порядком.

Приказ Минтруда России от 26.07.2023 № 603н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» определяет правила выплаты компенсации за приобретенное инвалидом техническое средство и (или) услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Компенсация выплачивается территориальными органами СФР в размере стоимости приобретенного технического средства и (или) оказанной услуги, но не более размера средневзвешенной цены однородного технического средства и (или) однородной услуги, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.


Социальный Фонд России утвердил правила оформления электронного документа об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

В соответствии с Приказом СФР от 14.09.2023 № 1699 «Об утверждении Порядка оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста» гражданам, обратившимся лично либо через своего представителя в территориальный орган СФР, в МФЦ, по почте, а также в случае направления запроса в электронной форме через Единый портал госуслуг предоставляется электронный документ об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, который формируется в автоматическом режиме на основании сведений, имеющихся в распоряжении СФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и направляется гражданину не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса в территориальном органе СФР. 


Уточняется порядок обязательного медицинского освидетельствования лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ, и прибывших с указанными лицами членов их семей.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 06.03.2023 № 94н «О внесении изменений в Порядок обязательного медицинского освидетельствования лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывших с указанными лицами членов их семей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 ноября 2021 г. № 1078н» для прохождения медицинского освидетельствования освидетельствуемый может представить в медицинскую организацию справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища. Также документом уточнен перечень медицинских исследований в целях сокращения сроков проведения исследований на выявление наличия (отсутствия) у освидетельствуемого туберкулеза.


Вступил в силу Указ Президента РФ о «цифровом паспорте».

Указом Президента РФ от 18.09.2023 № 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий» установлено, что представление гражданами РФ сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, либо иных документах, выданных гражданам РФ государственными органами РФ, в электронной форме с использованием мобильного приложения единого портала госуслуг приравнивается в случаях, определенных Правительством РФ, к предъявлению указанных документов.

Представление сведений с использованием мобильного приложения является добровольным.


Внесены изменения в отдельные законодательные акты в сфере военной службы.

В частности, установлено, что граждане подлежат исключению из мобилизационного людского резерва в том числе в связи с поступлением на военную службу по контракту. Исключение составляют граждане, пребывающие в запасе и изъявившие желание поступить на военную службу по контракту на срок до одного года в период чрезвычайных обстоятельств, либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для участия в операциях, проводимых Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами за пределами территории РФ, либо для участия в походах кораблей.

Определены случаи приостановления пребывания граждан в мобилизационном людском резерве. Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, наделены полномочиями по установлению порядка обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или участвующих в боевых действиях, и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, маркированными почтовыми конвертами.

Единовременное пособие, указанное в части 3 статьи 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, не выплачивается военнослужащему-контрактнику при его увольнении также в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, связанных с прохождением военной службы в войсках национальной гвардии РФ и ГУСП России. 


Прокуратура Городищенского района разъясняет положения Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее - Закон).

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом (ч. 2 ст. 2 Закона).

 Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, составляемые исполнительно распорядительным органом муниципального образования (ст. ст. 3, 4 Закона).

 Присяжными заседателями не могут быть лица (ч. 2 ст. 3 Закона):

- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

- имеющие непогашенную или неснятую судимость;

- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица (ч. 3 ст. 3 Закона):

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

- не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на период рассмотрения уголовного дела (ч. 1 ст. 10 Закона).

При этом кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании (ч. 2 ст. 10 Закона).

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период (ч. 1 ст. 11 Закона).

Кроме того, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных для судей (ч. 2 ст. 11 Закона).

Также за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются (ч. 3 ст. 11 Закона).

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (ч. 4 ст. 11 Закона).

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Законом РФ от 26.07.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ», Федеральными законами от 20.04.1995 № 45- ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Согласно ст. 6 Закона, должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации, указанные лица несут ответственность, установленную ст. 17.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 


1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 page-0001

1 page-0001

Dlia razmeshcheniia

___________________________

Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

В настоящее время продолжается процесс цифровизации и внедрения новых средств связи и удаленной коммуникации, многие государственные услуги получаются через удвоенные сервисы. Вместе с этим и повышаются риски, связанные с использованием преступниками современных технологий.

Появилось огромное количестве магазинов работают в режиме онлайн, в этой связи все больше людей совершают онлайн покупки. С развитием новых технологий появляются и новые, работающие схемы мошенничества, не требующие особых навыков.

В 2022 году в Городищенском районе наблюдается рост на 37,1 % (с 62 до 85) количества преступлений, совершенных в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, однако процент раскрытых по сравнению 2021 годом увеличился на 1,7 %.

Чтобы не стать очередной жертвой мошенников, следует знать основные схемы таких преступлений.

Распространены случаи, когда мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что прямо со счета гражданина происходит хищение средств либо незаконное оформление кредита. Для сохранения денег преступники предлагают перевести деньги на «безопасный» и «защищенный» счет при этом убеждают людей (преимущественно более возрастное население) не слушать сотрудников банка, которые пытаются их остановить. В этой связи, при поступлении сомнительных звонков либо сообщений следует прекратить разговор, так как сотрудники банка, как правило, для осуществления каких-либо операций и работы со счетом приглашают в офис.

Что касаемо онлайн покупок, При каждой оплате товаров или услуг с помощью электронных средств платежа необходимо соблюдать определенные правила: не использовать подозрительные Интернет-сайты (в некоторых случаях мошенники используют копии известных сайтов), подключить Интернет-банк и СМС-оповещение, не сообщать данные своей карты другим людям, в том числе банковским служащим, работникам интернет-магазинов.

Ни при каких условиях нельзя переходить по сомнительным Интернет-ссылкам, сообщать третьим лицам остаток денег на счетах, банковских картах, их номера, сроки действия, CVC/CVV-коды с оборота карт и коды из СМС-сообщений, приходящих с сервисных телефонных номеров банков.

Такого рода Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий квалифицируются по ст.159 Уголовного кодекса РФ.

Помощник прокурора района

юрист 3 класса                                                                                    А.Р. Омаров

 ____________________________________________________________ 

Изменение порядка организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1

 


 

Предотвращение мошеннических действий в банковской сфере. 


 

Ответственность граждан за уклонение от мобилизации

 b-81

b-82

 

 

________________________________________

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

 

С 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части изменения порядка привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.
 
Поправки направлены на смягчение и снижение финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности при выявлении в их действиях (бездействии) административных правонарушений.
 
В частности, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частями 4 и 5, определяющими условия, при которых исключается одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица, а также его должностного лица или работника за совершение административного правонарушения.
 
Так, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм (ч.4 ст.2.1 КоАП РФ).
 
Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с п.3 или 5 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности (ч.5 ст.2.1 КоАП РФ).  
 
Особое внимание заслуживают изменения, внесенные в ч.3 ст.3.4 КоАП РФ, согласно которым с 06.04.2022 для органа контроля (надзора) установлена обязанность, а не право, как было ранее, по замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, в случаях, предусмотренных ст.4.1.1 КоАП РФ, для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников.
 
С указанной выше даты Кодекс также дополнен статьей 4.1.2, устанавливающей дополнительные льготы для малых и микропредприятий.
 
Так, размер административного штрафа для указанных хозяйствующих субъектов определяется исходя из предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) административного штрафа для индивидуального предпринимателя. При этом, если санкция соответствующей статьи (части статьи) не предусматривает такого штрафа для индивидуального предпринимателя, то административный штраф назначается в размере от половины минимального до половины максимального размеров (величины) административного штрафа, предусмотренного для юридического лица, если он имеет фиксированный размер.
 
Однако размер административного штрафа для малых и микропредприятий не может быть меньше минимального размера (величины) административного штрафа, назначаемого за соответствующее правонарушение, для должностного лица.
 
Указанные послабления не распространяются на индивидуальных предпринимателей, совершивших административные правонарушения, за которые соответствующей статьей (частью статьи) они несут административную ответственность как юридические лица (ч.4 ст.4.1.2 КоАП РФ).
 
Особое внимание необходимо обратить на изменившийся порядок, установленный ст.4.4 КоАП РФ, назначения наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые рассматриваются одним должностным лицом (уполномоченным органом или судом).
 
Так, введенным в действие пунктом 3 ч.3 ст.4.4 КоАП РФ, предусмотрено, что при назначении наказания в вышеуказанной ситуации приоритетной является санкция статьи (части статьи), которой не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.
 
Важным изменением стало введение в действие частей 5 и 6 ст.4.4 КоАП РФ, которыми урегулирован порядок назначения административных наказаний при выявлении в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия нескольких правонарушений.
 
Так, в силу ч.5 указанной статьи, в случае выявления нескольких административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи), административное наказание назначается как за совершение одного административного правонарушения.
 
Если же в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены административные правонарушения, которые охватываются несколькими статьями (частями статей), то применяется порядок назначения наказания, установленный ч.2-4 ст.4.4 КоАП РФ.
 
Кроме того, постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены ограничения при поведении контрольными (надзорными) органами  проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий.
 
Для снижения административной нагрузки на бизнес органам контроля необходимо отдавать приоритет профилактическим мероприятиям, перечисленным в ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при невозможности их проведения – мероприятиям, осуществляемым без взаимодействия с контролируемым лицом (ч. 3 ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ), либо дистанционным способом (за исключением видов контроля указанных в законе).
 
Старший помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области Москаленко Л.В.

 


 

Правительством установлены особенности осуществления в 2022 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 предписано, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением отдельных объектов в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, а также государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия возможны исключительно по согласованию с органами прокуратуры, кроме случаев причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса.

Разрешено проводить проверки по поручениям Президента Российской Федерации, Председателя и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятым после 10.03.2022, а также по требованию прокурора.

В отношении контрольных (надзорных) мероприятий, дата которых наступает после 10.03.2022 и проведение которых не допускается, органом контроля (надзора) должно быть принято решение об их отмене.

Не законченные проверки подлежат завершению не позднее 17.03.2022. Предписание по результатам таких мероприятий может быть выдано лишь об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Срок исполнения ранее выданных предписаний продлевается автоматически на 90 календарных дней. Контролируемое лицо вправе направить ходатайство о дополнительном продлении срока, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней.

Дела об административных правонарушениях могут быть возбуждены исключительно по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Допускается проведение мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, которые проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе и по результатам которых не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований, предъявляться требования представления сведений и документов.

 


 Статья:  «Ответственность за управление электросамокатами лицами, не имеющими водительского удостоверения»

В последнее время на территории крупных городов страны набирает популярность услуга по краткосрочной аренде элекросамокатов, или кикшеринг, которой может воспользоваться любой желающий путем установки соответствующего мобильного приложения.
Одновременно с появлением данной услуги участились случаи травматизма, в том числе детского, нередки и дорожно-транспортные происшествия с участием электросамокатов.
В этой связи, приобретая в пользование или аренду электросамокат, необходимо помнить, что значительная часть из них обладает мощностью более 0,25 кВт, что подразумевает обязательное наличие водительского удостоверения категории «М».
Права этой категорией предоставляются лицам, достигшим 16 лет.
Несоблюдение указанных требований влечет установленную законом ответственность, а именно:
- за управление электросамокатом в отсутствие водительского удостоверения частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- за управление электросамокатом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме статьей 12.6 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.
Кроме того, в случае управления электросамокатом лицом, не достигшим возраста 16 лет, может быть рассмотрен вопрос об ответственности его родителей и иных законных представителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, которая предусмотрена статьей 5.35 КоАП РФ в виде штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева

 


Статья:  «Уменьшение заработной платы при переходе на дистанционный режим работы, по общему правилу, не допустимо».

В силу статьи 312.5 Трудового кодекса Российской Федерации, выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы. Такой подход является совершенно обоснованным, так как работник меняет только место выполнения работы, а объем его трудовых обязанностей не сокращается.
Вполне понятно, что в каждой организации имеются особенности трудового процесса, которые порой бывает трудно предугадать при переходе на дистанционный режим работы. Во избежание излишних трудовых споров законодатель в 2020 году дополнил Трудовой кодекс РФ новыми положениями (статья 312.9) и регламентировал этот процесс.
Нужно понимать, что в случае эпидемии или эпизоотии и в иных исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев).
То есть, согласие работника на такой перевод не требуется.
При этом работодатель должен обеспечить такого работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами либо выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, возмещает расходы, связанные с их использованием, а также возмещает дистанционному работнику другие расходы, связанные с выполнением трудовой функции дистанционно.
Правильно поступают те работодатели, которые заблаговременно принимают локальный нормативный акт о порядке временного перевода работников на дистанционную работу. В этом случае «правила игра» известны всем заранее.
При временном переводе на дистанционную работу по инициативе работодателя в рассматриваемом случае внесение изменений в трудовой договор с работником не требуется. По окончании срока такого перевода работодатель обязан предоставить работнику прежнюю работу, а работник обязан приступить к ее выполнению.
Если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя либо работодатель не может обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, время, в течение которого указанный работник не выполняет свою трудовую функцию, считается временем простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника.
Этот случай является исключением из общего правила. При таких условиях оплата работнику производится в порядке, предусмотренным частью второй статьи 157 Трудового кодекса РФ - в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на период простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, может устанавливаться больший размер оплаты труда.
Прокурор района Т.Н. Ивлиева

 


Статья:  «Ответственность за изготовление и использование поддельного сертификата о прохождении вакцинации».

Федеральным законом №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и отраслевыми приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации определен порядок прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции.
Согласно положениям действующего федерального законодательства, вакцинация от новой коронавирусной инфекции входит в Календарь профилактических прививок, выдаваемый сертификат о такой вакцинации является официальным документом, подтверждающим прохождение гражданином профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекционных болезней.
В связи с этим, подделка, изготовление, оборот такого документа, содержащего ложные сведения, а равно его приобретение для дальнейшего использования, может повлечь уголовную ответственность для приобретателя (пользователя) вплоть до лишения свободы (ст.327 УК РФ).
Кроме того, уполномоченные на проведение вакцинации лица, фактически не применившие вакцину, но внесшие сведения в соответствующий сертификат подлежат ответственности по ст.292 УК РФ (служебный подлог).
За изготовление, а также сбыт поддельного сертификата юридические лица в соответствии со ст.19.23 КоАП РФ наряду с ответственностью физических и должностных лиц несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения; при повторном совершении такой штраф составит до 100 000 тысяч рублей с соответствующей конфискацией.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева

 


Статья:  Утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы.
Национальный план реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, по следующим основным направлениям, в том числе:
- совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;
- повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
- применение мер административного, уголовного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.
Кроме этого, к числу основных направлений, включенных в Национальный план отнесены: реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции, а также разработка мер по противодействию новым формам проявления коррупции, связанным с использованием цифровых технологий.
В Плане также предусмотрен ряд образовательных и просветительских мероприятий для государственных, муниципальных служащих и других граждан.
Планируются просветительские мероприятия, направленные на информирование граждан о требованиях законодательства о противодействии коррупции и на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. К ним отнесены регулярное чтение публичных лекций по антикоррупционной тематике и распространение в сети «Интернет» контента, направленного на популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.
Уменьшение заработной платы при переходе на дистанционный режим работы, по общему правилу, не допустимо

Прокурор района Т.Н. Ивлиева

 


Статья:  «Упрощен порядок получения инвалидами мер социальной поддержки»

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1651 приняты поправки, упрощающие порядок получения инвалидами технических средств реабилитации и других мер социальной поддержки.
Так, инвалиды и не являющиеся таковыми отдельные категории граждан из числа ветеранов, смогут подать полный пакет документов на получение технических средств реабилитации и других мер поддержки через портал госуслуг.
Ранее дистанционно можно было отправить только заявление. Оригиналы остальных документов, подтверждающих право на получение услуги, требовалось лично представлять в орган социальной защиты. Теперь появилась возможность прикреплять электронные образы всех документов к заявлению и отправлять их в уполномоченный орган в электронной форме. После рассмотрения заявления в личный кабинет поступит направление на получение необходимого средства реабилитации или услуги.
Таким способом можно будет получить кресла-коляски, слуховые аппараты, протезы, услуги сурдоперевода, взять в помощь собаку-проводника, компенсировать расходы на ее содержание и ветеринарное обслуживание. Аналогичный порядок будет действовать для ветеранов, которые нуждаются в протезно-ортопедических средствах.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева

 


Статья:  «Упрощен порядок подключения садовых участков к электросетям».

Постановлением Правительства РФ от 09.10.2021 № 1711 внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
20 октября 2021 года, вступили в силу поправки, упрощающие порядок подключения садовых участков к электросетям.
Так, владелец участка теперь может самостоятельно подать заявку на подключение. Ранее приходилось обращаться в сетевую организацию через садоводческое или огородническое товарищество, что замедляло процесс подведения электроэнергии к участкам потребителей.
Все необходимые коммуникации теперь смогут подводиться непосредственно к участку заявителя. Такой возможностью могут воспользоваться дачники для подключения энергопринимающих устройств мощностью не более 15 кВт. До внесения поправок сетевая компания была обязана подводить линию только до границ товарищества.
Товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в проведении работ по технологическому присоединению и требовать за это плату.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева

 


Статья: «О противодействии экстремистской деятельности».

Федеральным законом от 01.07.2021 № 280-ФЗ внесены изменения в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Установлено, что в Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала).

Также к экстремистским материалам теперь отнесены, в том числе, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева


Статья: «Законодателем ужесточена уголовная ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему».

Федеральным законом от 01.07.2021 № 281-ФЗ внесены изменения в статью 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также введена статья 222.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Частью второй статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за сбыт огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему).

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. Частью третьей статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года либо без такового.

Частью четвертой статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за те же деяния, совершенные организованной группой, которые наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

Частью пятой статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за сбыт огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

Частью шестой статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за те же деяния, совершенны организованной группой, которые наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо без такового.

Частью седьмой статьи 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему, газового оружия (за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами), пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, холодного оружия либо метательного оружия.

Указанные деяния наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

В примечании к статье 222 УК РФ определены условия исключения освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего предметы, указанные в настоящей статье. Так, не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в статьях 222.1, 222.2, 223 и 223.1 УК РФ, их изъятие при задержании лица, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Определены понятия «огнестрельное оружие» и «боеприпасы». Под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Под боеприпасами следует понимать предназначенные для поражения цели предметы вооружения, патроны и метаемое снаряжение, содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.

Кроме того, уголовный кодекс дополнен статей 222.2, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, за которые, при наличии квалифицирующих признаков, предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового.

В примечании к статье 222.2 УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего предметы, указанные в настоящей статье.

При этом под крупнокалиберным огнестрельным оружием понимается огнестрельное оружие (за исключением гражданского огнестрельного оружия и служебного огнестрельного оружия) калибра от 20 мм и более.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева


Статья: «О правоотношениях, вытекающих из факта находки чужой вещи».

Правоприменительная практика понимает под находкой любую движимую вещь, которую собственник или иной законный владелец потерял (утратил в силу случайных обстоятельств, а не намеренно от нее отказался), а другое лицо нашло. При этом лицо, нашедшее потерянную вещь, не только осознает, что данная вещь выбыла из владения другого лица, но и берет эту вещь, становясь фактическим ее обладателем.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 227 Гражданского Кодекса Российской Федерации нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Порядок совершения действий, направленных на возврат найденной вещи собственнику или другому потерявшему ее лицу, зависит от того, известен ли нашедшему вещь ее законный владелец, а также от места обнаружения вещи.

Применительно к вещам, найденным на транспорте или в каком-либо помещении, закон предусматривает, что они подлежат сдаче лицу, представляющему владельца этого средства транспорта или помещения.

Как правило, под помещением понимается помещение общего пользования, доступное для посещения различным лицам (например, лечебные, образовательные или культурно-развлекательные учреждения, здания транспортной инфраструктуры и т.д.). Под транспортом понимается любое транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, грузов, багажа.

В этих случаях представитель владельца средства транспорта или помещения, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

Во всех остальных случаях лицо, нашедшее утерянную вещь, вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Применительно к вещам скоропортящимся, а также вещам, издержки по хранению которых несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, закон предоставляет нашедшему их лицу право осуществить реализацию данных вещей (с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки). В этом случае деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

Следует отметить, что гражданское законодательство не предусматривает для лица, нашедшего вещь, обязанностей по поиску лица, утерявшего вещь (например, давать сообщения о находке в средствах массовой информации или размещать соответствующие сообщения на информационных стендах), оставляя разрешение соответствующего вопроса на его собственное усмотрение.

Согласно пункта 1 статьи 228 ГК РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

В том же случае, если лицо, уполномоченное получить найденную вещь, будет установлено, то, в силу пункта 2 статьи 229 ГК РФ, нашедший вещь вправе потребовать от такого лица вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи (а если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом).

Закон особо оговаривает случаи, когда нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить. В подобных ситуациях право на получение вознаграждения не возникает.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева


Статью: «О противодействии коррупции».

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано следующее определение понятию коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Важно понимать, что к коррупционным деяниям относятся следующие преступления: дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше.

В России с 1 января 2013 г. в соответствии со ст. 13.3 указанного Федерального закона «О противодействии коррупции» на все российские организации возложена обязанность по разработке и принятию мер, направленных на предупреждение коррупции. Меры по предупреждению коррупции могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение подпункта Указа Президента Российской Федерации от 02.047.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» разработаны методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Требования закона в данной части распространяются на все организации независимо от организационно правовой формы.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева


Статья: начисление платы за услуги по потребленной электрической энергии для общедомовых нужд.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, исходя из объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период, на общедомовые нужды умноженного на тариф.

Объем коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период, определяется исходя из разницы между объемом коммунальной услуги, определенной по показаниям общедомовых приборов учета, и объемами потребленных коммунальных услуг в нежилом и жилом помещениях, с учетом площади занимаемого помещения.

При этом следует учитывать, что объем потребленных коммунальных услуг в жилом и нежилом помещении рассчитывается исходя из показаний индивидуальных приборов учета либо, в случае их отсутствия, исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги (в отдельных случаях, при обязанности собственника помещения установить индивидуальный прибор учета потребляемой коммунальной услуги и невыполнении указанного требования, применяются повышающие коэффициенты). По нормативу потребления коммунальной услуги рассчитывается объем потребленных коммунальных услуг и в случае, если собственником помещения в установленные сроки не представлены показания прибора учета.

Таким образом, исходя из требований законодательства, оплата за потребленную электрическую энергию для общедомовых нужд рассчитывается без учета задолженности за потребленную энергию отдельных собственников помещений.

Прокурор района Т.Н. Ивлиева


 

На какой размер материнского (семейного) капитала может рассчитывать гражданка РФ, родившая третьего ребенка с 1 января 2020 года, если ранее у нее такое право не возникло?

В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Размер материнского (семейного) капитала с 01.01.2021 равен 483 881, 83 руб. (за первого ребенка).

Согласно ч.1 ст.8 Федеральный закон от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, при рождении (усыновлении) второго ребенка увеличивается на 155 550,0 рубля.

Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года, если ранее такое право у них не возникло, составляет в 2021 году 639 431,83 рубля.

Таким образом, при сложившихся обстоятельствах, гражданка РФ имеет право на выплату материнского (семейного) капитала в размере 639 431,83 рубля.


 

Изменения, касающиеся предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Федеральным законом от 13.07.2020 № 207-ФЗ внесены изменения в статью 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующие вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленные на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций.

Законодателем установлены требования об охране окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.

Предусматривается, что организации, осуществляющие деятельность в данной области, должны утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласовав их с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора.

Изменения вступили в силу с 1 января 2021 года.

Старший помощник прокурора                                       Ю.Ю. Прокофьева


Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет!

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2020 № 1499 установлены виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых»

К указанной категории относятся: нефть из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям на основании утверждаемых Минприроды России по согласованию с Минфином России стратиграфических характеристик (система, отдел, горизонт, пласт) залежей углеводородного сырья для целей их отнесения к баженовским, абалакским, хадумским, доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых; сверхвязкая нефть, добываемая на участках недр, содержащих нефть вязкостью 10000 мПа•с и более (в пластовых условиях) в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Старший помощник прокурора                                               Ю.Ю. Прокофьева


Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет!

С 1 января 2021 года вступил в силу новый порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых

Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1466 "Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых"

Планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, минеральные, теплоэнергетические, технические и промышленные подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства о недрах и законодательства в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.

Планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов работ, связанных с пользованием недрами: вскрышные, подготовительные, рекультивационные, геологические, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья.

План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. Схема развития горных работ составляется по решению пользователя недр на срок, не превышающий 5 лет, по одному или нескольким видам работ.

Постановление действует до 1 января 2027 года.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 814 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 N 1192.

Старший помощник прокурора                                             Ю.Ю. Прокофьева

Содержимое раздела

 

1golos

4

sban44

HaPDCeThX6EyIJ1Ph7gxEkbcgB3TsZQ1FTHvO9BDNHdmEyDbOQMoEmslQvKeEObG2aP9RAvuV2mzlHspXt8JrUq4JZ7fFCz1

obs

sozd budu2020

gl2020

vmesteiarche.rf kv

IMG 1

IMG 1

IMG 1

priroda

gov